Впечатления волонтера ММБ

Сразу прошу прощения — по тексту будет много восклицательных знаков, чего я обычно избегаю. Но тут они вроде как все по делу.

Побывал на Московском марш-броске.
Кто не знает, это весьма популярные соревнования по пешему ориентированию. Проводятся традиционно дважды в год — весной и осенью. Порядка 1000 участников, порядка 50 КП, порядка 100км дистанции.
100км пешком за двое суток! Это за пределами моего понимания. Но посмотреть было интересно. Поэтому, когда увидел, что туда требуются волонтеры 4×4, а мероприятие будет проходить в моих краях (Туголесье-Петушки), заявился. Цель — посмотреть на действо невиданное, познакомиться с интересными людьми, бензопилой помахать, по моим любимым мещерским лесам покататься. Выполнено на 150%.

В общих чертах:
Старт в пятницу в 3км от Туголесья в интервале 20:00-23:59. То есть уже в темноте! Как ориентироваться с картой-компасом ночью в лесу, я без понятия. Здесь участникам дают первую карту, на которой примерно треть КП и пункт смены карт (СК).
СК находится около Бакшеевских выселок, это порядка 20км по прямой. Там участники отмечаются и получают вторую карту. Зачем такие сложности, почему сразу не выдать все карты? Ну это такая традиционная фишка, чтобы некая интрига была — на старте неизвестны места промфиниша (ПФ) и финиша.
ПФ у озера Кендур, еще 20км по прямой. Здесь «принудительный» отдых. Старт третьего этапа с 9 до 12 в воскресенье, здесь дают третью карту, на которой таки обозначен финиш.
Финиш на берегу Клязьмы в километре от моста у Петушков до 20:00 воскресенья. Это еще 15км по прямой.
Всего 60 КП.

На месте был примерно в полседьмого вечера пятницы. Поворачивая на переезд у Туголесья, заметил, что шедшая впереди легковушка резко затормозила и остановилась на обочине. Похоже, что проскочили поворот, возможно тоже ММБ-шники. Проехал населенку, на дороге внушительная замерзшая лужа (сколько их еще у меня впереди в ближайшие двое суток!). Плюхаюсь в нее, ломая лед, машина останавливается. Включаю полный привод, пару раз назад-вперед, пробился. Вижу сзади за домами отблеск фар. Если это та легковушка, то здесь она скорее всего сядет. Останавливаюсь, жду. Точно, та машина, едет сюда, останавливается перед лужей. Иду навстречу. Ба, какие люди! За рулем Гена Шефель (Utybr на геокешинге), Саша Тонис собственной персоной и замечательнейшая девушка Валя. Гена пытается проехать, садится, цепляю, выдергиваю, дальше едем вместе. Дорога замерзшая, твердая, но имеется неглубокая колея с острыми выдавленными вверх краями. Мне без проблем, а Гене местами приходится непросто, легковушка скребется дном по замерзшим глиняным буграм, но за 3км пришлось ее поддернуть еще только один раз. И вот мы у старта.

Когда заявлялся, сказал, что обслуживанием участников я заниматься не буду, не по мне это. А вот помощь по лагерю и разъезды по полигону — пожалуйста. Взял бензу, напилил дров для орговского костра, вернулся к машине, достал стол, плитку, поставил греться чайник. А мимо от станции идут участники. Пипец, сколько народу! И всем надо будет выдать карты, карточки отметки, зафиксировать время старта… По мне — каторжная работа! И это только ее начало. Потом еще отметка на СК, отметки финиша и старта на ПФ, отметка на финише. Потом надо будет собрать со всех команд карточки с отметками КП и вручную ввести их в базу данных, где уже сводятся результаты. Да, не все заявившиеся вышли на старт, не все из стартовавших добрались до СК, ПФ и финиша. Но все равно это сотни карточек и навскидку не меньше 10.000 отметок КП.

Подходит Валя — надо ехать на станцию, взять там народ, отвезти на СК, потом к полуночи вернуться на старт. Прошу 10 минут на сборы, отдаю ей свой только что заваренный чай, кипячу еще чайник, заливаю термос, упаковываю барахло, беру коробку с картами и сканеры для СК, еду. У станции меня уже ждут — 4 взрослых и полуторагодовалый малыш! СК работает примерно сутки, все это время малыш будет там, на улице уже -10, и явно еще похолодает. Позже узнал, что малец участвует в ММБ уже в третий раз! Немного найдется родителей, которые решатся на такое, но на мой взгляд — молодцы, одобряю!
Приехали на место СК. В первую очередь костер! Пока мы с мужиками разделываем бензопилой оказавшуюся поблизости сушину, женщины тоже таскают мелкие дрова на растопку. И мама малыша тоже, вот прямо с ним в переноске ходит в лес и приносит сушняк! Восхищаюсь!
Костер разожгли, но лиственная сушина полугнилая, пустая, надолго ее не хватит, надо что-то посерьезнее. Смотрю на часы, звоню Вале, прошу еще час, садимся с мужиками в машину, едем, смотрим по сторонам. Останавливаемся среди взрослого сосняка, я мощным ручным фонарем шарю по верхушкам, есть сухая сосна, валим, 40см у основания, гуд. Цепляю трос, дергаю машиной, не идет, сучья мешают, отрезаю нижнюю половину, пошла, вытягиваю на дорогу, отволакиваю в лагерь, возвращаюсь, удаляю сучья и отволакиваю верхушку, в лагере все разделываю. Ну теперь дров точно должно хватить. Позже узнал, что не хватило, и мужики в субботу днем с двуручкой взяли стоявшую там же сушину поменьше.

К часу с минутами возвращаюсь на старт. Последние участники стартовали в полночь, делать здесь больше нечего, часть народа уезжает на СК, а мне везти четверых на ПФ. Грузимся, какое-то барахло в багажник, три рюкзака на крышу, едем. В Мишеронском съезжаем на грунт и тут начинаются те самые замерзшие лужи, их без счета. Перед каждой торможу и потихоньку проламываю, получается небыстро. Три самые серьезные и глубокие лужи попались уже на отворотке в сторону Кендура. В одной уж думал, что придется разматывать лебедку, но как-то враскачку все же проломил лед и выбрался. А за мной шел VW Transporter Сплава. Он полноприводный, но ниже и длиннее моего МПСа. Не понимаю, как он там проехал, причем не раз. Ну разве что первый толстый лед ломать ему не пришлось.
Добрались, 4 утра, на улице -15. Нагнулся под машину, осмотрел подвеску — вся во льду после многократных водных процедур на морозе. Интересно, удастся ли завтра тронуться с места…

Проснулся около 10, солнышко светит, даже припекает. Делаю плотный завтрак в счет вчерашнего ужина и вдруг вижу бегущих людей. Это прибыла команда лидеров. Они стартовали в полночь и вот примерно за 10 часов добрались до ПФ, попутно взяв около 40 КП и набегав 70-80км! Выглядели они, конечно, уставшими, но не изможденными. И до старта следующего этапа у них получаются целые сутки отдыха. Кстати, старт в полночь это такой тактический прием лидеров — минимизация темного времени. Ведь чем позже стартуешь, тем ближе рассвет, а по свету можно бежать быстрее и ориентироваться легче.

Днем стали приходить просто сильные участники, у них тоже отдых получился полноценным. Многие из пришедших днем еще нашли в себе силы сходить к озеру и нарвать сухого камыша на подстилку.
Кстати скажу про снаряжение опытных участников, идущих на результат. Понятно, что на таком маршруте на счету каждый грамм веса. Обычная практика — рюкзак объемом 25-30 литров общим весом до 5кг! В этот вес надо уместить сам рюкзак, спальник, пенку, палатку, еду, воду, посуду, что-то на утепление/переодевку. Дальше начинается кроилово и всяческие компромиссы.
Рюкзак — максимально легкий.
Палатка весом 250гр! Собственно это кокон из парашютки, никаких стоек и дуг, только веревочки для растяжки за деревья. Назначение такой палатки — поспать без комаров в теплое время года. Плюс столь же спартанский тент, если дождь обещают. А сейчас устойчивый минус, комаров нет, дождя явно не будет, значит палатку вообще можно не тащить, хватит спальника и спасательного термоотражающего одеяла!
Спальник — скорее всего дорогущий пуховый.
Пенки, коврики — тут кто во что горазд. Кто-то берет тонкий пенофол, кто-то топовые модели самонадувных ковриков, кто-то рассчитывает раздобыть подстилку в лесу…
Посуда — поллитровая консервная банка с проволочной дужкой, она в одном лице и котелок и кружка и миска.
Одежда — только чтобы не жарко было бежать. На ПФ расчет на спальник и костер. Возможно, берется запасная термушка и носки, чтобы спать в сухом.
Горелка — нафиг не нужна. На маршруте, пока бежишь, не холодно. Если остановишься закипятить чай на горелке — сразу замерзнешь. А на ПФ костер будет.
Еда максимально калорийная — вяленое мясо, сало, сухофрукты, орехи.
Отдельная тема — как защитить ноги от стирания. Два основных приема — полностью заклеить стопы пластырем или густо намазать их вазелином. Соответственно с собой обязательно берется пластырь на доклейку или вазелин на домазку.
Для меня все это — диковинный параллельный мир!

Да, на старте рюкзаки участников взвешивались ради интереса, и в ЖЖ ММБ появилась такая тема:

Максимальный вес рюкзака на старте 22,8 кг., минимальный — 4,125 кг. Просьба отписаться участников с весом рюкзака менее 5 кг и более 20 кг о дальнейшей своей судьбе и свои выводы по весу рюкзака ))

Ладно, вернемся на ПФ.
Поскольку непосредственным обслуживанием участников я не занимаюсь, делать мне особо нечего, значит неспешно, с расстановкой, занимаюсь общественным костром. Завалил три сухие елки и пару трухлявых берез для объема, покрошил, другие волонтеры все это перетаскали. Замечу, что сподвигнуть сидящих у костра участников на переноску дров в общем-то не получалось. Более того, они даже не в состоянии были поддерживать костер. Дело, наверное, не столько в недостатке сил, сколько в моральной неготовности. Урвал место у костра, плюхнулся, сидит, греется. Встанет дров подложить — место займут. А когда наконец уходит ставить свой лагерь, нафиг тратить силы и подкладывать в костер для кого-то. Ну в результате так я костром и занимался, подходил раз в час, подкладывал. На меня еще и ворчали, дескать чего тут шерудишь, спокойно посидеть не даешь. Как стемнело, улучил момент, когда народу вокруг костра было не особо много, растащил угли в линию, навалил сверху толстых поленьев, получился жаркий костер метра 4 в длину, дотаскал из леса остатки напиленных дров, поужинал и решил отбиваться.

Вообще занятное зрелище. Десятки фонариков в темноте, какая-то непрерывная движуха, крики, народ шарится по лесу в поисках дров, что-то находит, ломает и тащит к своим кострам. Вспомнилось: муравьи — санитары леса ))
По дороге к судейскому пункту бредут отстающие. Похоже, что многие из них переоценили свои силы. Хромают, явно со стертыми ногами и, возможно, пахом, с неработающими коленями. Кто-то опирается на подобранную в лесу палку, кого-то из последних сил ведут под локоток. А ведь им еще надо как-то ночлег обустроить. От организаторов помощи никакой, и это принципиальный момент — автономное прохождение маршрута. Жестко, но халявы никто не обещал. Единственное послабление — общественный костер и пара канов, наполнять и кипятить которые должны сами участники.
Часов в 11 лег спать, но уснуть не смог — постоянно кто-то шарился мимо, кричал, светил фонарями. Наконец около часа ночи какой-то добрый человек расположился тупо в 10 метрах от меня, разжег костер. И так-то «в лесу было накурено», ибо безветрие и вокруг десятки костров с преимущественно сырогнилыми дровами, а тут реально ощутил себя шпротой в коптилке. Матюгнулся, вылез из спальника, завел машину и уехал нафиг на полкилометра, куда вновьприбывшим после отметки у судей дойти уже было влом.

Выспался отлично, в 9 меня будит СМС от Вали. Не могу понять, о чем речь: «Стали известны координаты застрявшей машины, хорошо бы поехать ее вытащить». Возвращаюсь в лагерь, подхожу к оргам. Оказывается ночью пришла женщина. Ее муж на квадрике обсох где-то в лесу, она повезла ему бензин и засела недалеко от Мишеронского. Встретила кого-то из участников, узнала про лагерь у Кендура и пришла за помощью. Отправились искать меня, не нашли, т.к. я уехал буквально за несколько минут до этого. Женщина так и ушла ни с чем. Ну а Валина СМС дошла только утром, т.к. связь там нестабильная.
В 12 закроется старт, и мне нужно будет везти оргов на финиш. Пока делать нечего, неспешно позавтракал, залил термос, гуляю. Начали подходить участники с просьбой вывезти из леса. Отказываю, т.к. уже просто не успею обернуться в Мишеронский и обратно.
Наконец подковылял паренек, одна нога не гнется, явно не ходок. Ладно, говорю, собирай команду инвалидов, вернусь я за вами после финиша, вывезу.

В 12 с чем-то приезжает местная буханка. Мужик говорит, что надо вытащить застрявшую машину, но у него самого не получилось и нужна лебедка. Насколько понял, это все та же ночная машина. Отказываю опять же по времени. Буханку тут же облепляют инвалиды, и мужик соглашается их вывезти. Повезло кому-то. Проверил своих инвалидов, коих уже набралось, они на месте, не уехали, будут ждать меня.

Около часа дня уезжаем с ПФ с последней группой оргов. Уже на выезде из лагеря видим лежащую девушку, ее трясет мелкой дрожью. Остановились, напоили горячим чаем из моего термоса. Вроде пришла в себя, но видно, что в помощи нуждается. Орги потеснились, загрузили девушку и ее подругу к нам в машину. Не помню уже, сколько там народу получилось на заднем сиденье — 4 или 5 человек. До финиша ехать больше часа, дорога так себе.
Девушка вроде оклемалась. Спрашиваем, каким ветром ее занесло на ММБ. Слабоумие и отвага — пошла за компанию ради зачета по физре в МГУ!
Организаторам явно надо приложить какие-то усилия для отсева людей, не понимающих, во что ввязываются…

Завез оргов на финиш, отвез девушек в Петушки на станцию, вернулся на финиш, попрощался, поехал за инвалидами. Отъехал недалеко, остановился в лесу, лучшего момента для обеда не будет. Ставлю греть еду, звонит Тонис: потерялся человек, организуются спасработы, моя машина была бы очень кстати. Война войной, а обед — святое. Спокойно доедаю, возвращаюсь на финиш, там уже собирается команда спасателей. Это что-то запредельное! Люди, прошедшие за двое суток больше 100км, готовы не ехать домой, а ломиться на поиски. Уважаю! Замечу, что люди известнейшие и на ММБ и не только — Марина Галкина, Сафоновы, еще два бывалых мужика.
Узнаю подробности. В субботу на 112 позвонил человек и сказал, что он участник ММБ, заблудился в районе р.Поля, между Бакшеево и Мишеронью. После этого связь прервалась, и больше он на связь не выходил. Определителей номера у МЧС НЕТ!!! Позже между Селищами и Солдатским мостом была найдена брошенная палатка. Это пока единственная зацепка, и поиски начнутся оттуда. На данный момент там уже находятся два человека из Лизы-Алерт, имеются их телефоны, но связи в том районе нет. Всё.

Выдвигаемся на место поисков. 5 пассажиров, едем, начинает темнеть. Навстречу по дороге по одному и группами еле ковыляют отстающие. Как арьергард разбитой армии… Понимаю, что пройти им остается 5-7-10-15км. Скорость у них — пара км/ч от силы. Последним, возможно, светит ночевка в лесу. Жаль их, но помочь ничем не могу.
Уже в полной темноте добираемся на ПФ к моим инвалидам только чтобы сказать, что я про них не забыл, но выброска откладывается еще часа на 3 в лучшем случае. Оказалось, что здесь остался один из оргов, чтобы прибрать лагерь и залить многочисленные костры. Он поисковик и хочет ехать с нами. Еще ужимаемся, теперь у меня 6 пассажиров, на правом переднем сиденье — двое. И эти люди, проведя как минимум пару часов в жуткой тесноте, с затекшими ногами, собираются идти прочесывать ночной лес!
Добрались до места поисков. Высаживаю спасателей и обещаю вернуться к ним после выброски инвалидов.
Еду обратно на ПФ, звонит знакомый. Интересуется, где я, и говорит, что готов выдвигаться на поиски по призыву ЛА. Через полчаса перезванивает и дает отбой, нашелся потеряшка. Как и где, информации пока нет.

Добрался до ПФ, кинул в пузо оставшийся кусок колбасы, запил остывшим чаем, готовить что-то более существенное нет времени.
Снова 5 пассажиров. Вроде как за ними по асфальту приедет приятель. Ну, говорю, пусть едет в Мишеронский, я вас там высажу.
Звонит Сафонов, сообщает, что их уже выбросили на броне в Мишеронский, и они надеются уехать на мне в Москву.
Интересуюсь у инвалидов, когда приедет их знакомый. Через час в лучшем случае! Понимаю, что ребята, пригревшись в машине, за час дадут дуба на улице. Отменяю Мишеронский, везу их в Рошаль наудачу. На въезде заправка с кафе, высаживаю, из принципа беру с них деньги за выброску. Всё, эта проблема закрыта, время около часа ночи.
Просто для понимания: ПФ-Финиш-ПФ-МП-ПФ-Рошаль. Каждое плечо по времени = час-полтора-два.
Возвращаюсь в Мишеронский, подбираю спасателей, снова 5 пассажиров. 2.5 часа до м.Сокол, где у одного из них стоит машина. Сил развозить всех по домам уже не было. Предлагаю им деньги на такси из «инвалидных». Отказываются. Ребят, простите, я правда уже никакой.
Чертаново, гараж, выгружаю барахло. Машина вся в замерзшей грязи, но гнать ее на мойку я не в состоянии. Домой, выпить чаю, помыться самому, спать. Понедельник, 5:00 по-новому. Очень кстати пришелся перевод времени!

А потеряшка нашелся очень просто. Силами ЛА была сделана рассылка по всем адресам участников, и это дало результат. Запись в ЖЖ ММБ:

26 октября 2014, 19:51:04 UTC
Здравствуйте.
Прошу прощения за вызванные моим безрассудным поведением потраченные силы и время. Очень стыдно, что по моей вине отзывчивые и готовые помочь были потревожены впустую.
Запаниковал на совершенно ровном месте. Усталость (скорость 2 км/ч), натертые ноги, скрывающееся Солнце. Общение с 112 закончилось сразу после информации о местонахождении, поэтому я не думал, что поиски будут. Это меня никаким образом не оправдывает, конечно же.

Было вот так: после 20 КП меня «накрыло» (по ощущениям — как стена на марафоне). Договорились с товарищем следующим образом: он берет некоторое количество КП из Кассиопеи, а я иду прямо к Солдатскому мосту. Когда через час мост не появился, а карты в кармане не оказалось, собственно, и совершил необдуманную глупость.
Через полчаса примерно после звонка встретил так же свернувшего не туда участника, вышли с ним к Солдатскому мосту, где меня ждал товарищ. По дороге пытались позвонить в 112, сказать, что все хорошо, но даже такой связи не было. Только в электричке проверил почту, ответил на письмо и позвонил Александру Тонису.

Если нужна материальная компенсация поисков, мои контакты:


Конечно, ни одного доброго слова в свой адрес он не услышал, но все же молодец, что хотя бы сознался, а ведь мог и промолчать.
Кстати, он успешно дошел до ПФ, а потом и до финиша! И если бы на судейских пунктах был организован методичный опрос участников — не вы ли звонили 112? — то ситуация, возможно, разрешилась бы гораздо раньше и с меньшими потерями времени. Но просто никому не пришло в голову, что обратившийся за помощью может спокойно выйти из аварийной ситуации и не дать отбой. Да, связь там нестабильная, но при желании можно было найти возможность позвонить.
А палатка оказалась вообще не его. Это участники из Шатуры (не Теркин ли?) решили не тащиться с ней на финиш, оставили в лесу, а потом вернулись за ней на машине. Они и вывезли «моих» спасателей в Мишеронский.

Еще зарисовки

Спасатели.
Понедельник, 3 часа ночи, м.Сокол. Ребята вылезают из машины и говорят мне спасибо. За что спасибо-то — спрашиваю — ведь не подвернись я со своей машиной, вы бы уже давно дома спали. Нет — отвечают — мы бы тогда пешком пошли на поиски. (От финиша до МП по дорогам больше 30км)
Гвозди делать из этих людей!

Обитаемые КП.
Помимо четырех основных судейских пунктов — старт, СК, ПФ, финиш — на маршруте были дополнительные. Цель — контроль целостности команд.
Вот идет команда по дороге, в стороне находится КП, надо сходить к нему, а потом вернуться на дорогу. Логично не идти всем, а послать одного участника с карточкой, он пробьет отметку и вернется, а команда пока отдохнет. Получается нечестно по отношению к одиночкам. Вот против таких хитрецов в неизвестных заранее точках находятся судьи. Приходит участник на КП, судья просит показать карточку, а в ней, скажем, прописана команда из 3 человек. Такому судья просто не дает компостер — либо приводи сюда остальных, либо отметку КП в карточку не получишь.
Так вот судьи на таких КП даже костер не жгли, чтобы точку не палить. Двое суток на морозе без тепла…

Инвалиды.
Не, правда инвалиды. У меня все же не городской автомобиль и, чтобы сесть в него, надо согнуть ногу, поставить ее на подножку и сделать шаг вверх. Не бог весть какая высота, но все же.
Девушка подходит к машине, пытается влезть. Нет, говорит, не могу, помогите мне кто-нибудь…

Деньги инвалидов.
На дороге я принципиально не беру денег за помощь. Но тут другая ситуация — люди сами последовательно и упорно загоняли себя в тупик. Наверняка уже у Селищ им было плоховато. Ну и снимались бы оттуда сразу в Мишеронский. Нет ведь, как-то доползли до ПФ и оказались в 15км от ближайшего асфальта. То, что я взял деньги С НИХ, считаю абсолютно правильным, за ошибки надо платить. Но вот то, что Я ВЗЯЛ эти деньги…
Не знаю даже, как это объяснить. Взял деньги с терпящих бедствие. Взял деньги, за которыми поражение и бессилие.
Кто-то пожмет плечами, дескать мне бы твои проблемы. Кто-то поймет…
Короче, я их пожертвовал, теперь в согласии с самим собой.

Добавить комментарий