Казахстан-13: Устюрт-Арал часть 2

7 мая
Сегодня у нас виды с чинка Донызтау и, возможно, доезд до Бозоя в надежде заправиться. По пути попробуем посмотреть одну из стрел Устюрта.
До чинка в местечке Бесбай добрались уже привычным нам образом — где-то по целине, где-то по колеям по смыслу. Внизу развалины старых построек, сверху не впечатлили, спускаться не стали.


Простор и масштаб завораживают


Видно что отсюда на север идет уверенная колея, где-то здесь должен быть спуск по оврагу. Ради интереса поискали, вроде нашли, но нам вниз не надо. Дальше я отвлекся от навигации, и мы заехали на край плато, с которого пришлось 10км возвращаться на главное направление. Однако виды того стоят.


Вернувшись на основную дорогу, через 3км мы неожиданно наткнулись на обширное старое кладбище, живописно лежащее по обоим берегам глубокой долины чинка. Вот там полазили вволю!


Теперь к стреле. По пути их несколько, я выбрал наиболее близкую к дороге из хорошо различимых. Со спутника на 17-м зуме это выглядит так, длина стрел порядка полукилометра.


Линии основания стрелы на местности нам обнаружить не удалось. Поехали к западному наконечнику, и вот здесь уже все замечательно читается (когда одновременно смотришь спутниковый снимок). Интересно, что в других местах встречаются стрелы, образованные каменной стенкой, а здесь наоборот углубление в пару десятков сантиметров с более густой растительностью. Светлые точки это песчаные проплешины. Снимков мы как-то не сделали, а ведь был момент, когда я стоял в самом острие и показывал руками направления образующих линий.
Не могу представить себе природный процесс, способный создать такое. Скорее все же это дело людских рук, но кому и для чего оно могло понадобиться — загадка.

Ну теперь рывок до Бозоя, колея отличная, можно идти 60км/ч и даже быстрее, поперечных колей нет или они неглубоки. Правда в одном месте мы влетели. Поперечная промоина в безобидном понижении местности, тянется сколько хватает глаз в обе стороны. Скорость была под 60, дочка в последний момент очень удачно отвернула под углом. Тряхануло нас, конечно, изрядно, но в общем машина прошла по недообвалившейся перемычке. Чуть в стороне был более безопасный проезд, но колея туда уходила совсем неявная. Больше ни до ни после мы с подобным не сталкивались.
Прибыли в Бозой, координаты заправки у меня были, но она оказалась закрыта. Были координаты еще одной, решили двигать туда, но сперва спросили у местных. Они сопроводили до третьей заправки. ДТ для питерской машины — из колонки. А вот бензина в колонке не оказалось. Говорю, что мне нужно 110л 92-го, заправщик утвердительно кивает головой и выносит четыре 5-литровые баклажки. Жидкость во всех разных цветов — красноватая, синеватая, зеленоватая, очень красиво. Понюхал, ну вроде бензин. Начинаю переливать, на сетке воронки оседает какая-то муть, то ли песок, то ли чешуйки ржавчины. Следом появляется канистра на 50л. Еще с двумя моими канистрами заправщик уходит в какой-то сарай в паре сотен метров от заправки. Принес, открыл, показал полноту. Бензин довольно дорогой. На заправках в цивилизации был по 110тг/л, здесь по 150. Нынешний курс 4.7тг/р. На заправках в России 92 стоит порядка 28р.
На этой заправке мы прошли более 500км до Аральска, вроде никаких отрицательных последствий.
Отъехав от Бозоя на 10км, заночевали среди песчаных барханов в уютной долинке.

8 мая
В планах Аральское море и, возможно, корабли.
Выбираемся из песков, выходим на дорогу вдоль газопровода и движемся на юг к берегу Арала и тайнику http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=836. Тайник взяли, на море посмотрели, у заброшенного пионерлагеря спустились с плато и по косе доехали до самого моря.


Очень мелко, вода совсем не холодная в отличие от прошлогоднего Каспия. Кунаться не стали только потому, что было прохладно, сильный ветер, а после купания пришлось бы еще ополаскиваться от соли. Попробовал воду на вкус, зело соленая. Но вообще нет ощущения катастрофы, ну просто море, голубое, волны, ветер. Только никакой растительности в воде не видно, но может ее и не должно быть на ракушечной мели. Смотрим через залив на запад, берег тает в белой дымке — это ветер гоняет тучи соли.


Вторая половина дня ушла на доезд до кораблей. Вполне можно было сэкономить время, не спускаясь на берег залива Чернышева. Дорога там малоезженая, в этом сезоне мы там судя по отсутствию следов были первыми. Плюс довольно большое количество сырых мест, на неделю раньше мы там наверняка встряли бы. Севернее по верху плато по идее должна идти гораздо более простая дорога. Ничего особо примечательного на этом участке нам не попалось, но с точки зрения дикости места неплохие.

К вечеру добрались до т.н. военной дороги к морю. Это один из возможных спусков с плато к кораблям. Дорога из плит вниз по оврагу наверное когда-то была хорошей, но сейчас очень сильно размыта, плиты враскоряку, полный непроезд. Пошли точно по треку, он чуть в стороне проходит. Приехали к краю плато, просто склон, довольно крутой, никаких следов не видно, но трек точно спускается здесь. Прошел ногами, уклон градусов 30, но все ровненько, без боковых кренов, спуститься вполне можно. И даже нужно, поскольку время вставать на ночь, а плато удачно перекрывает ветер, внизу должно дуть поменьше. Спустились без проблем и сразу встали лагерем.


После ужина у меня ремонт, что-то начало ощутимо стучать в подвеске. Оказалось вылетел один из сайлентов переднего стабилизатора, запасной был. Ну, за то, чтобы все проблемы решались так же легко!

9 мая
Последний ходовой день, сегодня нам надо добраться до Аральска. Быстро время пролетело…
Но сперва к кораблям. НИС Отто Шмидт ближе всего, едем к нему. В лоб удалось подъехать примерно на полкилометра, дальше пошел зыбкий грунт.


Решили не тратить время на поиски другой дороги и пошли пешком.


А не такой уж он и маленький, как казалось издалека — от палубы на носу до земли метров пять. Корпус еще вполне крепок, но палуба уже в дырах.


Переборки в кормовой части порезаны, когда вытаскивали дизель, для этого же и проем в борту сделан. В машинном отделении до сих пор сохранился легкий запах масла и солярки. Из песка торчит лопасть гребного винта…
Вид с крыши рубки


Как он здесь оказался? Вроде до берега далеко, остатков пристани не видно. Просто стоял на рейде и ждал своего часа? Или сел на мель при попытке спастись? Эх, послушать бы рассказ того, кто последним покидал обреченное судно.

Возле корабля множество колей, возможно с юга есть более сухой подъезд.


В отдалении еще несколько кораблей, но добраться до них займет, возможно, еще не один час. А нам пора в путь, ведь впереди еще 300км дорог неизвестного состояния.

По пути заглянули в поселок Акбасты, известный своим термальным источником. На самой скважине стоит одноэтажное строение. Слышно, как внутри течет вода. На двери замок, рядом расписание работы. Душевая, однако.
Ненужная вода вытекает по трубе наружу, попробовал, пожалуй даже горячевата для мытья.
Подкатил мужик на крузаке, предложил открыть. Отказались, надеемся помыться вечером в Аральске.

Довольно быстро добрались до Кокаральской плотины.


Спросили про дорогу дальше, без проблем, еще примерно 100км грейдера, а дальше асфальт.
На обед зарулили к Сырдарье. Серая мутная вода, купаться не захотелось совершенно, просто посмотрели.


К вечеру добрались до Аральска, заселились в гостиницу. Условия, мягко говоря, провинциальные. Оказалось, что два наших номера снабжаются горячей водой из висящей здесь же в коридоре единственной на всю гостиницу водогрейки объемом 50л. А нас пятеро, и мыться хочется всем. Но опасения оказались напрасными, поскольку вода вообще еле текла и вылить ее много не получилось бы при всем желании. Стоянки при самой гостинице нет, но машины загнали во двор частного дома через дорогу, и на том спасибо. Зато приятно удивило кафе напротив — качеством еды и объемом порций. Весьма рекомендую, только поаккуратнее с заказом, съесть все может и не получиться.
Да, напомню, что сегодня 9 мая. Так вот полной неожиданностью для нас стало то, что в городе Праздник. Причем и для старшего поколения и для молодежи. Очень приятно!

10 мая
Выдвигаемся в обратный путь, сегодня надо добраться до Уральска.
Первым делом выехали из города и вернулись чуть назад по трассе, там мы вчера видели шайхану. Пока заказывали, разговорились с хозяйкой. Самый обычный разговор — кто, куда, откуда. Сказал, что вот приехали сюда степью из Кульсары. Лицо женщины вытянулось, улыбка сошла, глаза округлились:
— Откуда?
— Ну вот оттуда, по прямой примерно 600км на запад…
— Вы что, заблудились в степи?

Вечером на перегоне Актобе-Уральск в другой шайхане на нас тоже смотрели с сочувствием. Мол зря вы по степи слонялись, надо было в Актау ехать, там море, пляж…

В очередной раз убедился, что в Казахстане запас топлива надо иметь даже при движении по трассе. Из Аральска мы выезжали с полным баком, там есть КМГ, но до Актобе 600км, и надо где-то дозаправиться по пути. Рассчитывал на Карабутак. Точно, есть заправка, но 92 по талонам, просто так не продают. Пришлось влить 20л 95 и разбавить его оставшейся от Бозоя канистрой 92. В Хромтау залил бак до полного и на всякий случай пару канистр, так и привез их домой, т.к. больше проблем с заправками не было.

Ну и дорога домой. Тут особо нечего рассказывать, просто дорога. Как всегда немного грустно осознавать, что путешествие подходит к концу. Хотя конец одного путешествия это уже почти начало следующего…



Благодарности

Ольге и Сергею за компанию. Здорово, когда компаньоны находятся с тобой на одной волне!
Отдельное спасибо Сергею за фотки.
Спасибо моему экипажу — в первую очередь за моральную поддержку на всех этапах начиная от идеи поездки.
Спасибо нашим железным коням, стойко перенесшим непростую дорогу


И вам — за то, что дочитали до конца (:
До новых встреч!


Трек и точки

Добавить комментарий