Вот и мы прокатились по западному Казахстану.
О поездках по тем местам есть множество отчетов с замечательными фотками. Навскидку:
http://nub1an.livejournal.com/132260.html — отличные фотки основных красот, мало букв.
Более развернуто:
http://www.4x4trek.ru/otchet/2010-05-01-kazakhstan
http://pilgrimteam.ru/forum/index.php?showtopic=1004
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=35572
http://benzinych.ru/benzin/12972
Основные интересности укладываются в кольцевой маршрут по полуострову Мангышлак. На мой взгляд, проходить его лучше против часовой стрелки, тогда финальным аккордом станет Босжира. Фантастической красоты место! Если же начать с него, то все остальное будет восприниматься несколько бледнее.
В целом мы очень довольны поездкой. Кто еще не был, категорически рекомендую!
Дальше будут некоторые технические заметки в дополнение к существующим отчетам, вдруг кому пригодится.
Море
В мае еще холодное, очень.
Первая попытка выхода к морю с мыслью встать на берегу на ночевку была восточнее Жыгылгана. Подъехали, несимпатично. В воде тина и множество змей. Ушли на несколько километров от берега и заночевали в степи.
Вторая попытка в т.н. Голубой бухте. Здесь заночевали. Заставить себя искупаться на пляже я не смог, очень мелко. Пока заходишь по колено, ноги начинает ломить от холода. Змей на пляже не видно. Прогулялся в скалы, там змеи есть.
В скалах нашел купалку, где первый шаг по колено, второй по пояс. Символически окунулся.
Позже нашли гораздо более интересное побережье, на участке от Курыка до мыса Ракушечного.
В отличие от участка Актау-Форт Шевченко, дорога идет вдоль всего берега, никаких ограничений и частных территорий. Есть подъезды к воде. Нашли место с глубиной для купания.
Насчет змей.
По словам местных, это водяные ужи, совершенно не опасные. Так это или нет, не знаю, но факт, что местные совершенно не напрягаются на сей счет. А вот паука-каракурта опасаются, но это летом.
Местное население
Нам встречались очень доброжелательные и гостеприимные люди — пастухи, рыбаки, дальнобои, шайханщики. Но от них мы не раз слышали, что по городам ночью лучше не гулять, есть риск нарваться на гопоту. Конкретно речь шла про Бейнеу, Шетпе и Жанаозен.
Тенге
Первые 5000р поменял на границе. После некоторого торга курс поднялся с 4.5 до 4.9 тенге за рубль. Потом один раз меняли в банке в Бейнеу (5.17тг/р) и несколько раз снимали в банкоматах с карточки — в Доссоре, Бейнеу и Актау.
Местный общепит
Пользовались при движении по трассам. В целом впечатление положительное. Съесть больше, чем на 1000тг с человека нам не удавалось.
Гостиницы
Несколько раз останавливались в гостиницах и мотелях. Цена 1500-2000тг с человека. Можно найти и в разы дороже, особенно в крупных городах.
Бензин
Старались пользоваться заправками КазМунайГаз и Helios. Цена везде 112тг за литр 92 бензина. В Бейнеу на выезде в сторону Актау появилась новая заправка КМГ. В Шетпе тоже есть КМГ (N44 07.425 E52 10.030). Пару раз сталкивались с отсутствием 92 бензина — в Жанаозене и на обратном пути на всех заправках в Кульсары. Последнее стало полнейшей неожиданностью и в конце концов заставило отказаться от посещения Актолагая.
На основном маршруте возил с собой 60л бензина в канистрах в дополнение к штатному баку 75л. Пригодилось.
Дороги
Туда ехали через Самару. Загруженный участок Пенза-Самара объезжали через Саранск-Ульяновск-Димитровград, довольно свободная дорога.
Единственный серьезный затык на М5 — два жд переезда перед Уметом. Потеряли там часа два. На удивление, обгоняльщиков по обочине было немного, причем подавляющее большинство с номерами Москвы и МО. Приятно, что столичные замашки не особо популярны за пределами нерезиновой.
Уральск-Атырау-Бейнеу — отличный асфальт.
Бейнеу-Шетпе — тот самый ужасный грейдер с локальными участками относительно приличного асфальта. Ехать по центру грейдера невозможно даже на сдутых колесах, слишком большие ямы и волны. По краю, почти по обочине, как правило можно идти 60км/ч, не убивая подвеску. Параллельно идут колеи по степи, но местами они не лучше грейдера. К тому же в этих колеях чудовищное количество пыли. Один раз мы попали в пылевую «лужу». Волна пыли накрыла капот и лобовое стекло, попала в салонный воздухозаборник. Салонный фильтр не справился, и мы получили порцию пыли в морду. Остановились, прочихались, открыли двери, продули вентиляцию на максимальных оборотах вентилятора. Поехали и на первой же кочке снова получили облако пыли из воздуховодов. На стоянке вынул и вычистил салонный фильтр, принудительно продул вентиляцию, но проблему до конца решить не удалось, пыль после ударов в подвеску мы глотали еще не раз.
Кульсары-Мукыр (дорога на Аккергешин и Актолагай) — трэш. До Актолагая мы так и не добрались, возможно там есть что посмотреть. Но вот Аккергешин езды по этой дороге не стоит точно.
Прочие степные дорожки оставили только положительные впечатления, главное не попадать на скорости в поперечные колеи.
Обратно выезжали на Астрахань. Атырау-Астрахань — дорога на троечку. Особых ям нет, но волны и продавленные колеи делают езду на сильно загруженной машине не очень комфортной.
После Волгограда ушли на М4 через Обливскую-Боковскую-Вешенскую-Мешковскую. Очень приятная, пустая и хорошая дорога, прекрасные виды. М4 в рекомендациях не нуждается, хороший асфальт, почти везде две полосы в одну сторону. Не жалею, что поехал не по М6.
Жол полициясы
Остановили всего один раз, уже на обратном пути за 30км до границы. Проверили документы и пожелали счастливого пути.
Граница
В 2012 году уже нет таможни, только паспортный контроль и поверхностный осмотр. Туда мы заезжали через Самару-Маштаково. На нашей стороне все просто. На той есть один момент — надо сразу подойти к будке перед шлагбаумом, взять там бланки миграционных карточек и заполнить их. Дальше на паспортном контроле они подаются вместе с паспортами.
Сразу за выездом с поста будка оформления страховки. 350р на две недели. Здесь же у страховщика поменял деньги.
Обратно выезжали на Астрахань, вообще без вопросов.
Намеренного затягивания процесса и вымогательства нигде замечено не было.
Регистрация
К сожалению, она по-прежнему обязательна для находящихся на территории РК более 5 дней.
Координаты отделений миграционной полиции в городах:
Бейнеу (N45 19.360 E55 11.622)
Кульсары (N46 57.817 E54 00.292)
Доссор (N47 31.777 E52 58.331)
Атырау (N47 06.384 E51 54.538)
Форт-Шевченко (улица Онгалбай, 37)
Мы проходили регистрацию в Бейнеу 2 мая, т.е. в первый рабочий день после праздников. Народу было немного. Миграционный отдел находится на первом этаже здания, вход с правого торца. Но сначала надо на третий этаж. Там около кабинета начальника полиции что-то вроде секретаря, которому нужно подать заявление. Я с его слов написал примерно такой текст:
====================
Начальнику полиции г.Бейнеу майору X
Заявление
Прошу продлить регистрацию на территории РК до 30.05.2012. Цель пребывания — туризм.
====================
Ниже написал наши ФИО и номера паспортов. Секретарь регистрирует заявление, ставит на него штамп и отправляет в следующую комнату, где производятся некие манипуляции с компьютером. Показалось, что смотрят базу, куда наши данные вносили при пересечении границы. Здесь же спрашивают, в какой гостинице мы остановились. Сказал, что в гостинице Ак-Жайык (мы действительно там переночевали). Попросили на заявлении в произвольном месте написать «гостиница Ак-Жайык». Написал. После этого на заявлении появилась еще какая-то закорючка, и вот теперь можно спускаться на первый этаж. Там я сделал морду кирпичом и прошел без очереди со словами «от начальника». С тремя нашими паспортами сотрудник миграционного отдела возился минут 15. Наконец вожделенные отметки в миграционные карточки получены. Вся процедура заняла порядка двух часов.
Сей квест параллельно со мной проходила семейная пара из России. Рассказали, что в Кульсары им отказали в регистрации, дескать едете в Мангистау, вот там вас пускай и регистрируют.
Насколько я понял, регистрацию можно пройти везде. Просто не надо говорить, что собираетесь объехать полстраны и ночевать в степи в палатке. Называем любую местную гостиницу (не обязательно в ней останавливаться), и дальше вопросов не возникнет. Необходимо иметь ксерокопии паспортов. Желательно иметь ручку и чистый лист бумаги для заявления.
Машина
Стоковый МПС, бензин 3л, АКПП. Более, чем достаточно для такой поездки. Обул резину 32″AT, но вполне хватило бы и штатной 29″HT. В принципе теперь, понимая, где там какие дороги, готов был бы проехать по основным достопримечательностям на паркетнике и даже на легковушке. Живой пример — ВАЗ-2109 у Шеркалы http://nitrogen-777.livejournal.com/14515.html
Но на внедорожнике, конечно, комфортнее и увидеть можно поболе.
Навигация
Автомобильный навигатор с Навителом и сборкой из OSM. В принципе его вполне хватало для ориентировки. Жаль помер от тряски и жары.
Планшет с SAS Planet и спутниковыми снимками Google. Очень полезный инструмент, если ехать не только по треку.
Вот как-то так.