Финляндия на НГ-16: Сортавала-Эно, Kolvananuuro, Helvetinportti

30.12.15 Сортавала-Эно
Границу переходили в Вяртсиля, примерно в полдень. Я опасался предновогодних очередей, был морально готов проторчать несколько часов. Но все оказалось гораздо лучше. На нашей стороне примерно полчаса с поверхностным досмотром. Дальше duty free, Лена не могла его пропустить, хотя по мне нам там ничего не было нужно. Ну пусть погуляет, а я пока покурю, а то неизвестно, как и когда удастся покурить в Финке. Возвращается с бутылкой вискаря, типа там больше и купить-то было нечего. Я хватаюсь за голову — алкоголя у нас и так под завязку на двоих, с этой бутылкой точно будет превышение нормы. Лена удивляется — мы же уже прошли границу. Объясняю, что нашу прошли, а финская вон впереди. Ладно, будь что будет, пихаю бутылку абы как под шмотки, едем к финскому КПП.
Подъезжаем к будке, финн показывает, чтобы поставили машину поближе к окошку. Переставляю. Из окна в окно передаем документы, дальше финн подает нам в салон сканер пальцев, прикладываемся, отдаем сканер, получаем обратно документы и знак проезжать дальше. Еду дальше, еду, еду, еду … и понимаю, что еду уже по Финляндии. То есть мы уже прошли границу, минуты за три, без какого-либо досмотра. Неожиданно и приятно.
В результате контрабандой провезено 0.7 вискаря, а также 5 банок тушенки — дорожный запас на всякий случай. Но это нам просто повезло. Говорят, что машины там все же иногда досматривают, иногда и с пристрастием, так что лучше все же не нарушать.

Дальше можно быстро ехать по основным дорогам, но это не наш метод. Сразу сворачиваю на север на дорогу 500, с нее еще куда-то вбок, а потом еще. По навигатору контролирую только общее направление и слежу, чтобы дорога не была тупиковой.
Как раз время для техостановки, вижу отворотку, она припорошена снегом, следов нет, сворачиваем. Дорога идет довольно круто в гору, останавливаемся на перевале на вырубке, сверху довольно симпатичный вид на окрестности. Вышли, потоптались, чайку попили. Меня очень радует и обнадеживает, что вот такое место нашлось без усилий.
Едем дальше, дорога идет по верху гряды, слева внизу за деревьями озеро. Интересно, а нельзя ли подъехать к берегу… Вижу отворотку, следов нет, едем туда. Дорога идет круто вниз, пересекает болотце по насыпи. Ох, не просто так наверное дорога к озеру отсыпана. И точно — выезжаем к домику на берегу. К счастью, хозяев нет, а то было бы как минимум неудобно. Постояли, посмотрели. Ну чо, приятно, я бы с удовольствием пожил на такой даче

И вот кстати момент: у нас вокруг такого участка обязательно забор был бы. А здесь нет, ну то есть вообще за все время поездки мне не встретилось ни одного забора. Максимум — невысокая живая изгородь по границе участка. Мне это очень нравится.

Еще сколько-то проехали, пора бы и пообедать. Опять без труда нахожу отворотку, на сей раз это уже совсем явная лесовозка, но вполне проезжая для нас. Останавливаемся в конце на разворотном кругу среди леса, готовим обед. Уже появляется уверенность, что проблем с уединением у нас в этой поездке не будет.

Часам к 7 вечера добрались до Эно, нашли дом Наташи и Саши, заселились, отметили встречу, и даже немного погуляли по округе. Очень приятная окраина, домики почти в лесу, рядом лыжная трасса, речка, озеро. По совету хозяев решили завтра погулять в заповеднике Kolvananuuro, это около 15км на север от Эно. Честно говоря, я это место посещать не планировал, потому что навскидку не нашел на тот район ни подробных карт, ни спутника. Но раз местные рекомендуют, то почему бы и не попробовать.

31.12.15
Заповедник Kolvananuuro и еще кое-что
Отправились вчетвером. Наташа и Саша здесь уже бывали, но решили наведаться еще раз.
Доехали до места. Парковочная площадка, инфостенд, начало тропы. Она ведет в довольно глубокое и живописное ущелье. На самом крутом участке тропы предусмотрительно натянута веревка. Нам она здорово помогла, иначе спуск-подъем по обледеневшим камням стал бы проблемой. Спустились вниз, прошли немного и оказались у оборудованной стоянки. Здесь место для костра с некой железной конструкцией для подвеса котелка и решеткой, на которую наверное можно поставить над огнем тот же котелок или сковороду или положить сосиски. Саша сказал, что финны очень любят прийти в такое место и именно пожарить сосиски на костре. Рядом дровник под крышей, пила, топор. И чудо цивилизации — dry toilet. Постояли, подивились, пошли дальше. Маршрут идет по дну ущелья, потом подъем на склон и обратно поверху. Ну чо, живописно, и снег здесь на удивление имеется

По мере продвижения вниз по ущелью тропа начала ухудшаться. Собственно не тропа уже, а навал разнокалиберных камней. Летом-то наверное интересно по камням попрыгать, а сейчас все это присыпано снегом и непонятно, куда ты ставишь ногу — на камень или на щель между камнями. Наконец Саша останавливается и говорит, что дальше будет не лучше, и мы вряд ли успеем пройти до темноты. А если кто-нибудь из нас ногу повредит, то будет совсем грустно. Предлагает вернуться, пока недалеко ушли. Соглашаемся, возвращаемся к стоянке, решаем костер пожечь, просто посидеть, чайку попить. Только разожгли костер, подходит семья финнов — пришли сюда сосиски жарить. Саша и Наташа по-фински уже немного умеют, пообщались на финско-английском, затем мы собрались и пошли обратно, дабы не мешать семейному отдыху.

Вернулись к машине, световое время еще есть. Что делать дальше? Достаю свои домашние наработки, есть несколько потенциально интересных точек неподалеку, едем.
Первая точка — гора. Доехать удалось почти до самой вершины, там вырубка и отличный вид на окрестности

Вторая точка — тоже гора. Дорога вверх через густой еловый лес.

Дорога кончается разворотной площадкой, вокруг опять же лес, обзора никакого.

Может он и будет, если подняться пешком повыше, но уже явно темнеет, и мы решаем двигать к дому, готовиться к встрече нового года.

01.01.2016 Helvetinportti и еще кое-что
Снова едем вчетвером. Для начала хочу прокатиться по «полуострову» в 5км на СВ от Эно. На спутнике видно, что там многие дороги к озеру ведут к постройкам, но вроде есть и такие, где построек в конце нет. На деле оказалось, что все дороги ведут к домам, просто я их не разглядел в лесу. Правда в одном месте все же подъехали к озеру, побегали по льду

В общем ничего особо примечательного мы там не нашли, можно было и не ездить.
Дальше по совету хозяев отправились на прогулку в Helvetinportti, примерно 10км на ЮВ от Эно.

Там тоже каньон, но не такой суровый, как вчера. Попалась примечательная наледь, здесь высота около 5 метров

Живописное озерко в окружении скал

Очень мило погуляли, вернулись к машине, перекусили, дальше хотим заехать на гору неподалеку. Вообще здесь довольно разнообразный рельеф и попадаются хорошие виды с верхних точек.
Потыркались в отворотки к частным владениям, но в итоге нашли дорогу наверх

Она привела к вышке сотовой связи на вершине, которая оказалась залесенной. Стали спускаться вниз другой дорогой и вот там таки нашли открытую площадку на склоне с чудесным видом на закат. Все фотки, сделанные оттуда, я забраковал — такое снимать надо более серьезной техникой и с более серьезным подходом.