Казахстан-17: Мангистау Заметки

Старт 29 апреля, это суббота перед майскими праздниками. Я уже дважды стартовал в такой день — в 2012 по М5, в 2013 по М4 — и мне хватило впечатлений. Поэтому решил попробовать проехать боковыми дорогами. И ведь получилось! Выехав в 4 утра, мы, нигде не толкаясь, засветло добрались аж до Саратова! Изначально планировал недоехать до него порядка 200км.
Маршрут: Москва-Егорьевск-Касимов-Сасово-Шацк-Моршанск-Кирсанов-Ртищево-Саратов.
Дороги в основном латаные, без дыр. Только где-то в районе Ртищево попался участок сильно разбитого и конкретно колейного асфальта, в дождь там было бы очень неприятно. За Моршанском чуть подсдул колеса и так и ехал до выхода на хороший асфальт уже в Казахстане. В целом я очень доволен выбором маршрута.
Заночевали в Энгельсе в гостишке со странным названием «Оздоровительный комплекс Восток». На самом деле ничего общего с санаторием или домом отдыха. Просто небольшая гостишка в частном секторе, несколько номеров с полными санузлами, парковка во дворе. Очень прилично как по условиям, так и по цене.

30 апреля, переход границы. До этого дважды ездил через Самару-Маштаково, один раз через Саратов-Озинки и три раза через Астрахань. В 2016 в Маштаково на въезд простояли часа 4 и говорят, что это еще не худший вариант. На астраханском ПП в 2016 тоже очередь была, хотя и часа на полтора всего, но дорога туда от Атырау — трэш и угар длиной 300км. И предпочел бы я ехать через Озинки, если бы не было других ПП. А они есть, причем, в отличие от трех вышеупомянутых, это ДАПП, то есть двусторонние пункты пропуска, только для граждан РФ и РК. Значит там автоматически не будет потока машин из третьих стран. Так что попробуем через них, ну просто интересно новой дорогой проехать.

Заезжали через Вишневку-Жанибек. Здесь по идее вообще не должно быть фур, т.к. с казахской стороны по меньшей мере 300км сомнительного грейдера. До Вишневки вполне приличный асфальт, в основном можно ехать 100. На ПП очереди не было вообще, прошли за полчаса от силы! А вот дальше проблема, которой я опасался — на казахской стороне не оказалось будки страховщиков. По словам погранца, страховку можно оформить в Жанибеке. Поехали туда. Там на заборах попадаются аншлаги с телефонами страховщиков. Вдруг вижу на обочине пару машин с российскими номерами, подхожу, оказывается прямо в этом частном доме живет страховой агент, и он вот щас выйдет и всех застрахует. Действительно вскоре появляется тетка, забирает у нас документы и велит подождать. Но видно, что мысли тетки заняты чем-то другим, она несколько раз выходит на улицу, оглядывает ее, снова уходит во двор. Позже выяснилось, что она потеряла ягненка, и ей гораздо интереснее найти его, чем возиться с нами.
Пока ждали, разговорились с узбеками из тех двух машин. Говорят, что на казахской стороне их мытарили два часа, заставили полностью выгрузить машины, выше крыши набитые всяким барахлом. Кто видел эти машины, едущие из РФ в Узбекистан, тот поймет. Там какие-то велосипеды чуть не с помойки, холодильник оттуда же, видавшая виды алюминиевая кастрюля, древняя швейная машинка с ручным приводом, коробки, банки, тряпки. Короче лавка старьевщика на колесах. И вот все это выгружали и тщательно досматривали. Мало того, разрезали куски мыла в заводской упаковке! Не просто упаковку вскрыли, а вот прямо пополам кусок мыла вместе с упаковкой порезали. И даже при том минимальном потоке машин на ПП очередь образовалась, народ возбухать стал, но погранцам пофиг. Уж не знаю, наркотики они искали (у выезжающих из РФ узбеков!) или просто поразвлечься решили. Скорее второе. Но факт, что, окажись мы в очереди за этими узбеками, провели бы на границе на пару часов больше.
Появляется тетка, зовет узбеков, еще минут 15 они торгуются, предлагают вместо денег какие-то сухофрукты, тетка в это время просит меня отфоткать на ее телефон мой паспорт и СТС. Все это в принципе забавно, но мне уже стало надоедать, считай час здесь торчим. Наконец доходит дело до меня. Тетка зовет в дом, обшарпанный пыльный деревенский дом с кучей старья внутри и запахом давно не проветриваемого жилого помещения. В этом окружении как-то диковато выглядят компьютер с принтером. Еще минут десять на забивание моих данных одним пальцем, и наконец из принтера появляется полис. Проверяю и вижу название машины — Мицубиси Паджеро. Говорю — у меня Паджеро Спорт, исправляй, а то ЖП докопаются чего доброго. Не могу — отвечает — у меня в базе другой Паджеры нет. Может и не надо было обращать внимания на этот косяк, но к тому моменту я был уже немножко на взводе, и после недолгих препирательств прощаюсь с теткой и возвращаюсь в машину без полиса.
Снова едем по воскресному полуденному Жанибеку и пытаемся узнать у местных, где еще делают страховку. С третьей попытки повезло. Тоже частный дом, стучусь, выходит мужик. Спрашивает, быстро ли мне надо оформить полис, а то он сейчас обедает. Отвечаю, что хотелось бы побыстрее. Ладно — говорит — подожди, я сейчас. Минут через 10 выходит, берет документы, начинает оформлять. Тут оказывается, что в его базе нет опции 15 дней — есть 10 дней, а следующая уже месяц за 13000тг с чем-то. Знаю, что 15 дней стоят 8 с чем-то, но желание завершить уже эту бодягу перевешивает потерю 1000р, оформляем на месяц. Получаю полис, читаю. Машина указана правильно, а вот срок с 1 мая, а сегодня еще 30 апреля и мне сегодня еще ехать. Мужик убеждает, что это норм и даже дает свой телефон, типа если до Чапаева возникнут проблемы, звони, решим. Ну, думаю, хрен с ним, мы сегодня максимум до Казталовки доберемся, вряд ли встретим ЖП на этой дороге.
Страховой квест занял на круг пару часов. А если бы мы еще в очереди за узбеками на ПП постояли, то получилось бы как в Маштаково.

Ура, едем! До Чапаева 400 км, из них километров 50 нового асфальта, а до него грейдер и немножко плит. Повезло, что буквально на днях грейдер как-то подровняли, и в основном можно было идти 60. Засветло добрались до Казталовки, это примерно полпути до Чапаева. Там у меня были координаты «дома Зангара», взятые с яндекс-карт. Подъехали, частная застройка, никаких вывесок. Ну, думаю, неправильные координаты, хрен с ним, давай чуть проедемся по поселку. Едем, вдруг вижу дом с вывеской Конак Уй (гостиница), захожу, навстречу выходит тетка. Да — говорит — переночевать можно, но может вам лучше квартиру? Конечно лучше! Звонит кому-то, минут через 10 к нам подъезжает машина и провожает почти туда, куда указывали координаты с яндекса. Деревенский дом, во двор можно загнать наверное 4 машины, сортир на улице, воды нет ваще никакой, в доме в прихожей газовая плита, дальше гостиная со столом, лавками и какой-то посудой в шкафу. Пара комнат, штук 5 спальных мест, 2000тг (400р) с человека. Все это полностью в нашем распоряжении, хозяева живут где-то в другом месте. По мне — вполне рабочий вариант, когда хочется просто переночевать под крышей и не морочиться на доездинге с лагерной бытовухой. Похоже, что просто ломиться в этот дом бесполезно, в любом случае надо сперва позвонить хозяевам +7 705 515 6598.
Да, страховка и эта ночевка оплачивалась наличкой, которую мы предусмотрительно купили еще в Москве. Не факт, что мы смогли бы раздобыть ее в Жанибеке и Казталовке.

1 мая. До Чапаева грейдер и хороший новый асфальт. Хороший-то он хороший, но дорога без разметки, типа еще строится и на ней ограничение 50. Еду я 100 и замечаю впереди машину ЖП. Сбрасываю скорость и держусь за ней на приличном расстоянии. А она едет 60. Еще пара местных машин нас догнала, какое-то время они плелись за мной, потом обогнали, ЖП их не остановила. А я рисковать не стал, тем более, что все равно пора было остановиться — съехал на обочину и подкачал колеса перед перегоном 1000км по асфальту.
Заехали в Чапаев, сняли тенге в банкомате, заправились и в путь.
Дорога на Атырау поизносилась, особенно в южной части местами дыры в асфальте. Позже узнал, что есть альтернатива — хороший асфальт идет по ЛБ Урала от Атырау до Индера, там переезжаем на ПБ и уже по нему до Уральска. Так мы ехали обратно, рекомендую.
Засветло добрались до Доссора. Решил, что можно попробовать доехать до Актолагая через Мукыр, ну или хотя бы заночевать в степи недоезжая Актолагая. Но сразу за Доссором в сторону Маката хороший асфальт закончился, и стало понятно, что 120км до Мукыра придется ехать как минимум часа 3-4. Меняю планы и еду на ночевку в Кульсары, чтобы уже завтра посветлу спокойно доехать до Актолагая.

Еще дома пытался что-то узнать про гостиницы в Кульсары, но какое-то упоминание без названия и координат попалось только в одном отчете. С яндекс-карт срисовал координаты пары гостиниц в городе. Рахат в центре не проверял, а Шанкай оказался точно как на карте, на южной окраине города. 4000тг (800р) с человека, завтрак включен, в номере кондиционер и полный санузел. Платная парковочка сбоку максимум на 4 машины, от улицы ее отделяет заборчик высотой по пояс. С тем же успехом можно бесплатно оставить машину на большой площадке перед гостиницей.
Кроме этого на северном въезде в Кульсары, еще до развилки центр-объездная, есть как минимум три мотеля. В одном из них мы переночевали 3-4 мая.

Итого на круг от Москвы те же три дня спокойной езды.
Дорога Жанибек-Чапаев оказалась по-своему интересной, разок можно прокатиться для разнообразия, но второй раз я там не поеду. Даже сейчас по сухому и относительно ровному получилось часов 6-7, а по колдобинам и особенно после дождей там наверное и пару дней можно провести. Да еще и крюк 150км получается по сравнению с дорогой через Озинки.
Что там интересного? Насмотрелись на разную живность, тюльпаны. Трафик почти нулевой, от границы до Казталовки встретили от силы пять машин. Слышал, что рыбалка в тех местах очень неплоха. А так глазу зацепиться не за что — степь да степь.
Кстати всего в 15км от Казталовки есть еще один переход. Через него и поближе получилось бы и дорога получше. Но он даже не ДАПП, пропускают только местных жителей.


2 мая. До Актолагая неспешно, с заездом на Аккергешын и к «асфальтовому озеру» — день пути.
3 мая. Полазили по Актолагаю. На обратном пути через Аккергешын встретили команду Немодного, которая стояла там на дневке.
На ночевку в Кульсары. Для разнообразия решил попробовать один из мотелей. Всего 1500тг (300р) с человека, казарменные железные двухэтажные кровати, душ и туалет общие, но есть WiFi. Переночевать, помыться, запасы воды пополнить — годится. Машину поставил прямо перед мотелем. Дальнобой из Уральска сказал, что можно оставлять спокойно, никто тут не безобразит. Он же и про дорогу от Атырау на Индер рассказал.
4 мая. В Бейнеу за овощами и выходим на основной маршрут. Заночевали недалеко от тайника Маяк в долине.
5 мая. Тузбаир. Ночевка внизу под чинком на полпути к Босжире.
6 мая. Продолжаем неспешное движение к Босжире, смотрим ее сверху, ночевка внизу.
7 мая. Глянули останцы снизу, южным треком до Сенека, на ночевку в Актау.
8 мая. Переезд на север, ночевка в красивейшем каньоне недалеко от Шакпак-Ата.
9 мая. Продолжаем движение по северному берегу, ночевка у Шеркалы.
10 мая. Долина замков, выход к Шетпе, на ночевку в Бейнеу.
11 мая. Перегон Бейнеу-Уральск через Индер.

12 мая. Возле Уральска три ПП. Два из них — Озинки и Маштаково — МАППы. А есть еще ДАПП Теплое. Вот туда мы и направились из интереса. До границы всего 30км, вполне приличный асфальт почти без дыр, средняя скорость порядка 70.
Перед казахским ПП машин нет вообще, сразу заезжаем. Проходим паспортный контроль. Ну, думаю, очень славно получается. Иду на досмотр машины. Погранец:
— Вещей много?
— Много.
— Выгружайте.
— Не понял…
— Выгружайте из машины все вещи.
— Нафига!!!???
— Это моя работа, я должен досмотреть машину.
Это у меня восьмой переход. Полная выгрузка — впервые. Пока все вытащили, пока запихали обратно, полчаса примерно, за нами даже очередь успела образоваться.
Загрузился. Еще раз задаю погранцу риторический вопрос — нафига? С гордостью отвечает, что недавно потрошнул подобных автотуристов и нашел у них травку. Герой, блин, выявил врагов государства.
Вот не могу понять, зачем эта хрень. С РБ у нас тот же таможенный союз. Но на границе РБ-РФ никаких проверок, даже останавливаться не надо. И не похоже, чтобы РФ или РБ от этого как-то страдали. Почему с РК по-другому!?
На нашей стороне тоже гладко не прошло, докопались до паспорта Димки. Там внизу страницы с фоткой две строчки букв-цифр, их считывают сканером, и чего-то там проверяют. У Димки оказался чуть другой шрифт, и сканер его почему-то не взял. И понеслось. Один начальник вышел, потом другой. А вы лично паспорт получали? А где? А когда? А точно в Москве живете? А почему паспорт выглядит как новый? Задумчиво щупали-терли-мяли страницы, спасибо на зуб не попробовали. Мытарили минут 15, потом таки отпустили.
Когда еще перед поездкой интересовался ДАППами, не раз читал, что машин там мало, но погранцы ваще никуда не спешат. Ну так и есть.
От границы 20км неплохого асфальта до поворота налево, там прям указатель стоит на Самару. После него около 50км отличного грейдера, в основном можно идти 90. Дальше выходим на М32 до Самары. На круг по сравнению с Маштаково всего на 30км дальше, но явно быстрее. Пожалуй вполне рабочий вариант. И, несмотря на заморочки погранцов, гораздо приятнее не толкаться в нервной многочасовой очереди, не месить там грязь, не глотать пылищу, не жариться на солнце. Насколько помню по 16 году, в Маштаково даже пописать негде. Мужики уже не стесняясь справляли нужду прямо на обочине, а женщинам совсем неудобняк. Мы тогда оправились до перехода и как-то дотерпели до выхода на волю.
В отличие от Жанибека, в Теплом на казахской стороне будка страховщиков присутствует. Правда я не поинтересовался, насколько она живая.
От Самары решаю ехать боковыми дорогами через Ульяновск-Саранск, всего-то на 100км дальше, чем по М5. Мы так ехали туда в 2012, и дорога до Ульяновска показалась мне тогда свободной. Но тогда был второй выходной, а сегодня пятница. Поток довольно плотный, много населенки, порой по 10км тащились 50 за каким-нибудь неспешным местным автобусом. В самом Ульяновске минут 15 в пробке потолкались. Возможно стоило сразу переехать Волгу и уже от Сызрани идти на Ульяновск, та дорога точно посвободнее, но протолкаться до Сызрани тоже могло занять прилично времени.
Ночевка в замечательной придорожной гостишке Sun Day в 70км на запад от Ульяновска. Останавливался там уже трижды и категорически рекомендую!

13 мая. На Москву. Дорога до Саранска разная, где-то асфальт хороший, где-то разбитый вхлам, где-то ремонты идут. Но виды с холмов — прекрасные, только ради них стоит там прокатиться. И трафик небольшой. В целом очень приятная дорога.
Дальше решаю попробовать проехать через Краснослободск-Кадом-Сасово. Наверное такой объезд имел смысл лет 5 назад, чтобы не стоять в пробках на двух жд переездах перед Уметом. Сейчас там путепроводы, и этот вариант только для любителей второстепенных дорог вроде меня, по М5 наверняка было бы несколько быстрее и уж точно ровнее. До Барашево хороший асфальт, потом 40км до Кадома ехать придется минимум час, дальше до Сасово получше, как правило можно идти 80.
Очень хорошая придорожная кафешка попалась у круга сразу после выезда из Сасово на Касимов.
В итоге нормальный ненапряжный дневной перегон чуть больше 800км, домой приехали засветло.

На круг 15 дней и 6700км.

Добавить комментарий