Поездка по УЖД Гусевского ППЖТ

В прошлую субботу прокатились на «пионерке» по торфовозной узкоколейке Гусевского ППЖТ в окрестностях Гусь-Хрустального.
Дорога имеет давнюю историю, почитать про неё можно здесь.

Нам предстоит проехать по магистрали УЖД от самой северной точки до 12-го торфоучастка.
Примерный маршрут

Несколько слов про «пионерку». Это лёгкая узкоколейная дрезина с мотоциклетным двигателем. Не знаю, откуда пошло такое название, но факт, что оно прижилось, и на всех УЖД такой частный транспорт активно использовался для поездок на охоту/рыбалку, по грибы/ягоды, да и просто для перемещений между посёлками, других дорог между которыми зачастую не было вовсе. Пионерки даже выпускались промышленно, но большая часть их изготавливалась местными умельцами.

Поездка началась со ст.Перегрузочная, что находится недалеко от ст.Комиссаровка линии Владимир-Окатово-Тумская. Когда-то здесь производилась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи для доставки на Шатурскую ГРЭС.
У нас две пионерки и прицеп для вещей. Прицеп без настила, в качестве последнего кладём три свежих шпалы и стропами притягиваем их к раме.


В путь!
Первым делом проезжаем станцию Сортировочная.

Диспетчерская, состав с рельсошпальной решёткой


Торфовозные вагоны


Западная горловина


Стрелочный перевод


Перегон Сортировочная-Панфилово


Нередко попадаются следы ремонта пути. Новые, хоть и непропитанные шпалы. Приятно, что дорога поддерживается в рабочем состоянии.


Пионерка, которую я буду называть П1. Построена в 60-х годах, мотор от мотоцикла Минск. Куплена на разобранной узкоколейке в Смоленской области, привезена сюда, подварена, покрашена и снова в строю. Обратите внимание на тормозные колодки, они деревянные.
И, конечно, всегда с собой главный инструмент путешественника по малопосещаемым дорогам — бензопила.


Проследовав Панфилово, продолжаем движение на запад. Здесь вдоль УЖД идёт уверенная колея.


Поворачиваем на юг и движемся в сторону 5-го торфоучастка, где сейчас ведётся добыча. Свежая отсыпка на месте прогара.


Прошлогодний горельник.


А П1 что-то начала барахлить — пропуски зажигания, мотор не тянет, глохнет. Пытаемся поменять свечи.


А что это в верхней части снимка? Правильно, блок поджига. В качестве головного света установлена тракторная фара с ксеноновой лампой!


Приводная цепь. Всю дорогу она у нас слетала, надо бы её укоротить, да жигулёвский успокоитель-натяжитель приколхозить.


Вынужденный фотостоп на краю 5-го участка позволил заснять одну из технологических операций торфодобычи. Затрудняюсь привести правильное название этого прицепного орудия, но суть в том, что оно ворошит верхний слой торфа с целью просушки. После нескольких таких ворошений пойдёт валкователь, а за ним торфоуборочный комбайн. Но об этом позже.
Обратите внимание на полоски зелени. Это дренажные каналы, разделяющие торфяные карты.


Чтобы заехать на торфоучасток, нам надо повернуть направо. Стрелка не наша. Пионерка притормаживает, кондуктор бежит вперёд, переделывает стрелку…


…мы проезжаем, кондуктор переделывает стрелку обратно по магистрали и догоняет состав. Обычная практика на УЖД.


Отвалы пней на краю поля.


Балластный вагон в тупике. Давно здесь стоит, на куче песка уже даже деревца успели вырасти.


А мы, сделав ещё один поворот на 90 градусов, выезжаем на поле. Впереди видны караваны торфа.


Забавный профиль пути, на широкой колее такого не увидишь.


Вот такие шпалы, из одной мне удалось достать костыль голыми руками. (Костыль возвращён на место!)


Поле посетили, по каравану полазили, надо возвращаться на магистраль. Это вторая наша пионерка, назовём её П2. Из-за отсутствия реверса её приходится разворачивать. Зато здесь довольно свежий движок от скутера. С вариатором!


Магистраль. 15км/ч


Движемся дальше на юг в сторону Мезиновского. В окрестностях Сулово начинают попадаться очаги горящего торфа. Похоже, что где-то здесь этой весной работали гринписовцы, показывали местным пожарным свои приёмы тушения торфа. Кажется я даже видел тот самый участок насыпи, размытый при тушении прогара.
Вообще-то на Перегрузочной стоит пожарный поезд — несколько цистерн и мощная помпа. Всё это хозяйство на ходу и используется для тушения возгораний на северном участке дороги, ценном для Гусевского ТП. На юге, южнее Нармуча, торф добывает Мезиновское ТП, и оно присматривает за своим куском дороги. Но никакого грузооборота между двумя ТП нет, поля здесь давно заброшены. Вот и получается, что этот участок магистрали никому не нужен, и, вероятно, будет разобран в самое ближайшее время.


Путь сильно зарос, снижаем скорость до черепашьей.


Не помогло. Не заметили в траве упавшее дерево, в результате сход П2. П1 шла на удалении и успела остановиться.
К счастью, обошлось без травм и поломок. Возвращаем пионерку на рельсы.


А вот и оно, дерево.


Колесо после езды по заросшему пути. Сцепление с рельсами — никакое. Разгонять пионерку приходится с толкача.


Подъезжаем к переезду дороги ГХ-Уршель около Нармуча. Знак требует подачи звукового сигнала, и машинисты обеих пионерок с удовольствием жмут кнопки тифонов, повергая в изумление водителей и пассажиров автомобилей, давно уже не видевших здесь рельсового транспорта.


Недалеко от переезда есть небольшое озерцо, скорее всего бывший балластный карьер. Остановились, искупались и отправились к конечной цели нашего путешествия — 12-му торфоучастку.


Прибыли, даже тормозить не пришлось. Дальше за этим «перемётом» магистраль продолжается до депо в Мезиновском, а мы отправляемся осматривать полевую базу Мезиновского ТП.


На наблюдательной вышке красный флаг — знак высокой пожароопасности.


Впервые вижу такое решение — сдвоенные колёса на тракторе.


И вот, наконец, рассказ о технологии добычи. Начнём с того, что в массиве торфа присутствует большое количество «пней» — неперегнивших кусков дерева. Поэтому первым делом на поле выходит корчеватель.


В его чреве ряд заострённых звёздочек на общем валу. Он собирает крупные пни.


Потом в работу вступает «колючка». Вид сзади.


Вот так она накалывает на шипы оставшуюся мелочь.


Вид спереди. Здесь расположен кузов, куда мусор снимается с вала гребёнкой. Потом «пни» отвозятся на край поля и сваливаются в кучи.


После удаления пней наступает очередь фрезы. Она поднимает верхний слой торфа и разбивает комья. Позирует местный сварной.


Собственно фреза.


Потом торф ворошат, подсушивают, и наступает очередь валкователя. Он собирает разрыхлённый торф в валки.


Наконец выходит торфяной комбайн и подбирает валки в свой кузов. Эта штуковина, так же как и остальные орудия, буксируется гусеничным трактором.


Несмотря на вечер субботы, работа на участке шла во всю, т.к. на уборке торфа дОрог каждый погожий летний день. Дело в том, что в караван стараются заложить сухой торф, который по сравнению с влажным гораздо меньше склонен к самовозгоранию.
По полю перемещались два комбайна. Нереальное зрелище! Здоровенная железяка на гусеничном ходу, влекомая небольшим трактором, летит со скоростью 20км/ч (так мне показалось) в облаке торфяной пыли! Вспомнились строчки из Маяковского: и тучей носится за ним огонь и пар и пыль и дым.


Набрав полный кузов, комбайн подъезжает к каравану и вываливает торф у подножия.


Дальше за дело берётся окараванивающая машина.


Караваны формируются вдоль пути УЖД, и торф из них перегружается в вагоны тоже немаленьким краном с грейферным захватом.


А на поле вновь выходит корчеватель, чтобы выбрать пни из следующего слоя торфа, и процесс повторяется. Такой способ добычи называется фрезерным. За один цикл снимается слой в несколько сантиметров, а мощность массива — метры. На этом участке четырёхметровая дренажная канава до минерального основания не дошла. При нынешних объемах производства запасов хватит ещё не на один десяток лет. И это при том, что добыча здесь ведётся уже не меньше полувека. Да, и впрямь кладовая солнца…

А нам пора в обратный путь. П1 совсем расхандрилась, и решено ехать единым составом: П2-прицеп-П1. И ведь что удивительно, 50-кубовый скутерный моторчик вполне успешно тащил этот состав весом порядка тонны!


Обратил внимание на вкопанные возле УЖД ширококолейные бетонные шпалы. Зачем? Оказывается это остатки столбов телефонной связи. Вся магистраль когда-то была телефонизирована, на раздельных пунктах стояли будки с телефонными аппаратами, и кондуктор запрашивал у диспетчера разрешение на очередной перегон. А почему именно шпалы, а не просто бетонные столбы? Ну вероятно что удалось достать…


Наше путешествие подходит к концу. Снова диспетчерская станции Сортировочная.


Вагоны путеукладчика


Последние метры пути


Станция Перегрузочная. Половине группы ещё надо было успеть вернуться в Москву, народ быстро собрал вещи, погрузился в автобус и отбыл. Мы приехали на своей машине, никуда не торопились и остались немного поболтать с ребятами, организовавшими поездку.
Тёплый тихий летний вечер, спящая узкоколейка, лёгкий запах креозота, чайник на плитке, неспешная беседа…


Поездка организована командой Поезд напрокат. Ребята молодые, и видно, что это дело им в кайф. Сейчас они загонят прицеп и неисправную П1 в «гараж», здесь у них что-то вроде базы, потом загрузят П2 в VW Transporter и поедут с ней в Гуреевский, чтобы прокатиться по легендарной последней узкоколейке РЖД.
Спасибо им и удачи!

Добавить комментарий