Грузия-18 — общие заметки

Общие заметки

Погода
Была разная. В основном солнечно, но были и дожди. В горах ночью +5, днем до +20. В Алазанской долине днем под +30, в Вашловани словили +25 ночью и +37 днем.

Граница
Час-полтора на нашей стороне и 10 минут на грузинской. Грузины машину не осматривали. У меня были две пустые канистры, теоретически мог бы провезти полные. Досмотр на нашей стороне достаточно поверхностный, теоретически можно было бы провезти больше разрешенных 3л алкоголя на человека.

Деньги
На грузинской границе есть банкомат, можно сразу снять налички на первое время. Ну и в более-менее крупных населенках найти банкомат не проблема. Внутри Грузии курс в банкоматах получше. Платить картой напрямую выгоднее, чем снимать наличку. Плюс с моей карты СБ за каждую обналичку брали комиссию 100р.
Обменники встречаются гораздо чаще банкоматов, но мы валюту с собой не брали, так что сравнить курс не могу.

С 2018 года в Грузии нужна ОСАГО на машину. Будки страховщиков видел на подъезде к границе, но я заранее купил страховку online https://www.tpl.ge/ru — 30GEL на 2 недели. Правда за все время поездки никто ей не поинтересовался, да и вообще мы там ни разу с полицией не контактировали.

Еда
Был удивлен, что на ВГД даже хлеба купить негде. Зато повсеместно продается мед, прям поражает производительность горных пчел)) Остановились у очередного торговца медом, спросили про хлеб. Ответил, что здесь мы ничего не купим, вся торговля в долине. Через день мы в этом убедились — в Алазанской долине на каждом шагу можно купить горячий хлеб, сыр, мясо, вино, овощи-фрукты. Чуть в горы — голяк.
Хорошие помидоры — местные розовые.
Арбузы, похоже, надо брать крупные. Два больших арбуза были на твердую 5, три маленьких — на 4- от силы.
Пробовали две дыни — оказались никакими по сравнению с продаваемыми в Москве узбекскими.
Сулугуни нам попадался двух видов — сильно соленый и слабо. Первый мелкими кусочками хорошо идет с помидорами. Но вообще нам больше понравился второй, правда съедается он гораздо быстрее.
Мясо — без проблем, хорошее, свежее.
Вино. В крупных и средних магазинах — заводское бутилированное. Вдоль дорог в долине десятки указателей на винодельни, наверняка можно заехать и купить. Мы не пробовали. Кроме этого в любом ресторанчике можно попробовать и купить домашнее вино. Вообще-то я не ценитель, а если и употребляю, то что-нибудь вкусненькое полусладенькое. Ленка тоже предпочитает полусладкое. Ни одно из заводских вин восторга у меня не вызвало, у всех присутствует некий лишний на мой вкус оттенок. Ленке больше всего понравилось Киндзмараули одноименного завода. Домашнее вино — тоже без восторгов. За одним исключением — в Сигнахи в ресторанчике нам подали вино, которое безоговорочно понравилось нам обоим. На взгляд ценителей это наверняка попса — по сути вкусный виноградный сок с градусом, без лишних оттенков. Хозяин назвал его Киндзмараули, но от заводского бутилированного отличается заметно. Тут же купили с собой пару литров, надо было брать больше. Но все равно ценителем вина я после этой поездки не стал, по-прежнему предпочитаю водку.
Общепитом пользовались не раз, везде брали хинкали, прочие блюда казались либо непонятными, либо наоборот слишком знакомыми. Зато к хинкалям подошли углубленно)) Попадаются разные, очень разные. Лучшие — в едальне на ВГД (точка «Хинкали», кстати там и харчо отменный) и в Тбилиси в ресторане наверху Мтацминды в том же здании, куда приезжает фуникулер. Худшие — в Шатили в едальне Green House, это заведение вообще лучше стороной обойти. Но в общем наверное хинкали можно брать смело. 5 штук на человека — по мне более чем достаточно.

Топливо
В равнинной части с заправками проблем нет, ну а в горы надо ехать с полным баком.
Вообще я не представлял, каким будет расход бензина на горных дорогах, поэтому прихватил две канистры. Через границу провез их пустыми, здесь залил. Не пригодились. Полного бака хватило на поездку в Шатили, Муцо и дальше, возвращение вниз и дорогу до Телави. Бака хватило и на двухсуточную поездку в Омало-Дартло-Шенако и доезд до Сигнахи. И на поездку в Вашловани хватило. Только до Сванетии мы не добрались.

Дороги «обычные»
Одна из основных моих ошибок при планировании маршрута заключается в переоценке скорости движения по здешним дорогам. Много населенки, поворотов, спусков-подъемов, по одной полосе в каждую сторону, тихоходы, коровы-овцы. Пожалуй самый показательный пример — перегон Сигнахи-Тбилиси-море — 400 с чем-то километров за 11 часов — 40км/ч. Это при том, что сотня км там проезжается по магистрали с разрешенной скоростью 110. Короче, по асфальту без серпантинов здесь надо закладывать среднюю 40, и пусть ошибка в меньшую сторону будет приятным сюрпризом.
На ВГД надо закладывать 30.
Отдельно про скот на дорогах. Вот ВГД, серпантин. Это не какая-то второстепенная дорога, а единственный въезд в страну с севера. И так-то еле тащимся, а тут вдруг затык. Почему? А все объезжают по встречке корову, тупо стоящую на дороге. По-хорошему найти бы хозяина и оштрафовать, вполне себе достойная задача для полиции…
И даже еще красивее: автомагистраль от Тбилиси на запад, отличная дорога, разрешенная скорость 110. Разделительная из двух сплошных рядов бетонных блоков, как на МКАДе. Между рядами пространство метра 2-3, до верха засыпанное грунтом, на нем растет травка и даже какие-то кустики. И вот тут стоит корова, морда на этом «газоне» (а чо, удобно, прям кормушка, даже наклоняться не надо), ну а задница — в левом ряду. И рядом с коровой хозяйка. Пасет, понимаешь. Вот такая местная специфика.
Отары овец на дорогах в Хевсуретии и Тушетии — норма, но там это и воспринимается по-другому, и трафик принципиально меньше


Обгон через сплошную здесь норма. Можешь — обгоняй.

Дороги горные
Дорога на Омало — порядка 4-5 часов. Видно, что ее стараются поддерживать в приличном состоянии. Есть участки с хорошей отсыпкой, где и 80 можно было бы ехать, если бы место позволяло. Есть сильно неровные каменистые, где и 10 не поедешь. В целом по сравнению с дорогой на Шатили эта труднее и дольше, но, пожалуй, и красивее.
На обеих дорогах я поднимался на 2-1 передачах, иногда принудительно включал 1, чтобы не мучить автомат. Спускался, естественно, в режиме торможения двигателем, в основном на 2 пониженной, на поворотах серпантина нередко включал 1, тормозами старался не пользоваться по возможности.
Ну и колеса подсдувал «до полутора», чтобы помягче было.
На внедорожнике удобно, но пожалуй там и жигуль проедет. Пару раз видел полный народа средний автобус Мерседес чуть больше пассажирской Газели. В моем понимании он чисто асфальтовый, и ему там, конечно, тяжело, но проезжесть дороги это вполне характеризует.

Знаю, что многие едут только в Омало, а Шатили пропускают. Может оно и правильно в условиях ограниченного времени. В Хевсуретии в общем-то нет ничего особого по сравнению с Тушетией (исключая захоронения Анатори). Тушетия пожалуй даже несколько живописнее, но я не жалею, что побывал и там и там.

Полевые ночевки
В горах место найти сложно, но можно, несколько подходящих точек в Тушетии я отметил. Еще по пути на Шатили и Омало изредка попадаются места на берегу реки возле дороги.
В долине явно проще. Сложилось впечатление, что вдоль Алазани и ее притоков место для стоянки можно найти запросто, например точка «ст5».

Навигация
Для дорог была сборка из OSM под Навител, не раз хорошо показавшая себя в Беларуси и Казахстане. Здесь — неуд. Навигатор неоднократно строил маршрут по каким-то кривым боковым улочкам, по условно-проезжим грейдерам вместо асфальта. Приходилось забивать на маршрутизацию и просто ехать по карте.
Видя такое дело, скачал гугл-карты, хотя раньше никогда ими не пользовался. Тоже не идеал — в Тбилиси гугл несколько раз предлагал невозможный маневр.
Народ хорошо отзывался про официальную карту Навитела, но мне показалось, что нет смысла покупать ее за 1000р. Возможно зря.
Ну и был OSMAnd на планшете, в который я залил трек alex_dfg и несколько своих планируемых.

WiFi. Так получилось, что Ленке по работе он был нужен почти каждый день. Поначалу хотели купить местную симку, но оказалось, что WiFi есть почти во всех местах ночевки. И еще мы не раз пользовались WiFi на заправках Gulf. Там вообще без пароля, причем один раз я даже из машины выходить не стал, настолько хорошим был сигнал снаружи. Но можно и в кафе при заправке зайти, поинтернетить с чашечкой кофе.

Какие альтернативы поездке на своей машине?
Можно там взять машину напрокат, в том числе и внедорожник. Последние с местными номерами и явно не грузинами за рулем нам в горах попадались.
Хорошо развит извоз, отвезут куда угодно, в том числе и в горы, только плати. В горах у местных очень популярны праворукие Делики.
В Шатили и Омало много пеших туристов — гуляют по округе, некоторые идут сквозной маршрут. Тоже тема интересная.
А еще велосипедисты попадаются


Не лишним будет фумитокс и спирали от комаров. Первое на случай комаров в гостиницах, второе для вечерних полевых посиделок.
Еще мы возим с собой обогреватель «ветерок», пару раз оказался в тему.

Ну и пожалуй главное
К Грузии я присматривался давно, но опасался пресловутого грузинского гостеприимства, слишком навязчивого на мой вкус. Во-первых я вовсе не стремлюсь к близким контактам с чужими людьми. Во-вторых по Грузии я знаю несколько случаев, когда слишком близкое знакомство с аборигенами, особенно с выпивкой, заканчивалось неприятностями для незадачливых гостей. Так вот, с излишней навязчивостью мы почти не столкнулись. Был только один случай по дороге из Шатили. Остановились на перевале, а там уже находилась пара мужиков и раскладной стол с закуской-выпивкой. По уму-то надо было мимо проехать, но как не остановиться в таком месте. Мужики сразу к нам «давай выпьем», причем довольно настойчиво. Отказываться пришлось твердо. В остальном никаких проблем — на дорогах, в магазинах, в едальнях, в гестхаусах. Люди вежливые, приветливые, но излишней навязчивости не проявляют. Может времена изменились, может нам просто повезло.

Отчет по дням

Добавить комментарий