Финляндия на НГ-16: заметки

Итак, начал я изучать, что есть в окрестностях Эно.
Некая горнолыжка в Коли. Попалось мнение, что там зело дорого, потому что катаются только русские, т.к. для жителей Питера это чуть ли не ближайшая хоть какая-то гора. Учитывая, что на горных лыжах мы не катаемся, это мимо.
Какое-то количество музеев и городских достопримечательностей. Это меня в общем не особо интересует, но парочку взял на заметку.
Отличные бассейны, аквапарки, катки… За этим, наверное, не надо ехать так далеко, да и не мое это в общем.
Нацпарки — уже интереснее. Есть пешие маршруты, некоторые из которых могут быть доступны зимой.
Более ничего из интернета выудить не удалось.

А дальше я взял карты и спутниковые снимки и стал искать потенциально интересные места, куда можно было бы попробовать заехать на машине. Интересные — в первую очередь с точки зрения природных видов и нескучных дорог. Идея оказалась вполне продуктивной.

Вообще было интересно узнать, можно ли там хоть куда-то съехать с асфальта. Типа Европа, частные владения, охрана природы и т.п. Оказалось, что вполне можно, но с некоторыми ограничениями. Специфика в том, что местность там «гористая». Не в смысле высот, а в смысле перепадов. Равнинные участки есть, но там либо болота, либо обрабатываемые поля. В остальном — нагромождение камней разной величины, по которым на автомобиле не проедешь даже в отсутствие леса. Поэтому все дороги — построенные. Такого, как например у нас в Мещере, где десятки километров ничейных грунтовок, мне там не попалось.
Ну и соответственно заехать совсем в дичь-глухомань там не получится, по крайней мере в этой части страны. Ну просто из-за отсутствия этой самой глухомани. Везде есть жизнь в отличие, скажем, от нашей Костромской с десятками заброшенных деревень.

По результатам 5 дней катания в окрестностях Эно я бы выделил три варианта не-асфальта:
1. Отсыпанная дорога к частным владениям. Вот так сворачиваешь куда-нибудь вбок и через некоторое время упираешься в домик на берегу озера. Быстро понял, что при повороте на такую дорогу почти всегда есть белый указатель с номером владения, установлен почтовый ящик и мусорный бак.
2. Дороги, отсыпанные лесорубами. В конце обязательно разворотный круг, отлично видимый на спутниковых снимках и иногда даже нарисованный на гуглокарте. По ним можно заехать в довольно уединенные и порой интересные места с приятными видами. И уж во всяком случае там всегда можно в одиночестве остановиться, перекусить, потоптаться, пописать.
3. Лесовозки к вырубкам. Прокатаны тракторами на пипецких колесах. По ним иногда получается ехать, но обычно в межколейке торчат пни-камни и растут немаленькие деревья. Кроме того они нередко прокатаны по крутым склонам. Для себя понял, что ломиться туда на машине нет особого смысла, ну разве что летом в поисках уединенного места для ночевки.

Понятно, что в 1 соваться не надо, дабы не беспокоить хозяев.
В 2 и 3 в принципе можно. Главное — не мусорить и не разжигать костров в не оборудованных специально местах. За установку палатки никто тебя не съест, но вполне могут посмотреть косо. Приятель как-то путешествовал по Финке на пузотерке дикарем. Раз остановились на вырубке (наверное в видимости с дороги). Ночью было слышно, как подъехала, постояла и уехала машина. А утром прибыла полиция с претензией, что, дескать, нехорошо ночевать в не предназначенном для этого месте, останавливаться следует в кемпингах. Но разговором все и закончилось.

Еще есть отсыпанные дороги к парковочным площадкам нацпарков. Там можно спокойно оставить машину и отправиться на прогулку по тропе.
Попадались грунтовые съезды к оборудованным местам стоянки у озер. Сейчас там безлюдно, но летом наверняка по-другому.

На самом деле очень приятными оказались второстепенные местные дорожки. Они отсыпаны, спрофилированы, но полностью повторяют рельеф. Ехать по ним гораздо интереснее, чем по основным трассам, но не быстро, дабы не улететь и не встретиться влоб на слепых перевалах. Да и неохота там спешить, откровенно говоря, очень уж живописные виды вокруг.

Кратко о том, где мы катались по второстепенным дорогам: от границы до Эно, от Йоэнсуу до Эно между шоссе 73 и 74, от Эно до Коли, восточнее шоссе 73 от Лиексы на юг. Это мы так, слегка понадкусывали. Туда бы летом с велом на пару недель…

Отдельня тема — нацпарки.
По ним проложены туристические маршруты. Что значит «проложены»:
Есть парковочная площадка, там информационный стенд, дальше начинается тропа, самая обычная тропа. Она маркирована — точки краской на деревьях через 10-20 метров. Через болотца и ручьи устроены деревянные мостки.
Также есть места, предназначенные для стоянки. Там оборудовано костровое место с капитальным железным подвесом для котелка, даже кочерга имеется. Рядом дровник, в нем лучковая пила и топор. Обязательно туалет «dry toilet». «Dry» здесь означает, что не применяется слив воды. Но ямы нет, внизу установлен бак. Так и не понял, как эти баки опорожняют. Вряд ли выливают где-то поблизости, вряд ли тащат пешком несколько километров до дороги. Колей от, скажем, квадрика тоже не видно. Вертолетом что ли их вывозят?
На некоторых стоянках имеются домики, где можно остановиться на ночлег, ну или навес от дождя, под которым можно разложить спальники.
И все это совершенно бесплатно! Ни у кого не надо спрашивать разрешений, регистрироваться и т.п. Информация о маршрутах есть в сети, выбирай, просто приезжай и гуляй в свое удовольствие. Маршруты разные — есть на пару километров, а есть и на десятки.
Точно так же есть и водные маршруты. Имеются карты с обозначенными местами стоянки на озерах. Выбирай, садись в лодку и путешествуй.
Надо сказать, что даже при моем прохладном отношении к цивил-отдыху, по таким маршрутам я бы походил с удовольствием.

Кратко о том, где мы успели погулять: Каньон Kolvananuuro, Каньон Helvetinportti, озеро Pieni Ritojarvi, гора Ryläys в Коли. Ну и на Укко-Коли поднялись, конечно.

Для разнообразия внес в программу немного цивила. Побывали в Ботании в Йоэнсуу, в замке Олавонлинна и в музее леса Лусто.
Ботаниа — если только для разнообразия, специально стремиться туда по-моему незачем.
Олавонлинна — Лене должно было понравиться и вроде понравилось.
Музей леса — очень понравился мне.


Еще заметки

Световой день.
В это время на этой широте от рассвета до заката 5.5 часов.
Слышал мнение, что это очень мало, ничего толком посмотреть не успеешь и неизвестно, что делать в остальное темное время. Мне так не показалось. Как правило мы вставали и выезжали затемно, рассвет встречали по пути к интересующему нас месту. Там катались и гуляли до глубоких сумерек, и по ощущениям это оказывалось вполне достаточным. Уже совсем в темноте возвращались в Эно, там покушать, немного пообщаться, обсудить планы на завтра и вот уже время спать. Так что «короткий» световой день нам совсем не помешал.

Язык.
Перед поездкой купил разговорник, запомнил несколько слов. Разговорник не пригодился. Для общения с финнами в штатных ситуациях вполне хватило двух выученных слов: терве — здравствуйте и киитос — спасибо. Но, случись какая-нибудь нештатная ситуация, все могло бы быть по-другому.

Скоростной режим. В населенке ограничение скорости 50, на прочих дорогах 80. Начитался, что превышать нельзя совсем никак, штрафы драконовские и т.п. Я и не превышал, но на шоссе местные, включая фуры, обгоняли меня, как стоячего. При том, что я честно держал скорость чуть-чуть ниже 80. К счастью, по шоссе мы ездили немного, а на боковых дорогах 80 и не поедешь, да и машин там крайне мало.

Начитался про платные парковки, но с ними мы в силу специфики поездки вообще не сталкивались.

Бензин по 1.4eur — примерно втрое дороже, чем у нас. Ощутимо…

Часть 1 Москва-Вытегра
К оглавлению

Добавить комментарий